В 2023–2024 во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря проходили работы над реставрацией бесценной итальянской фрески IV века до н.э. из собрания Воронежского художественного музея. Реставрация была успешно завершена.
С 3 февраля по 30 марта 2025 фреска будет экспонироваться на выставке в зале № 16 Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, после чего вернется в Воронеж. 2025 станет годом, когда фреска впервые будет показана широкой публике.
Подробнее о выставке «Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э. из собрания Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского» на сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина
О ПАМЯТНИКЕ
Фрагмент фресковой росписи саркофага с изображением всадника с трофеями датируется IV в. до н.э. и происходит из южноиталийского города Капуя. Памятник представляет неповторимый образец капуанской живописи и является редчайшим образцом древнегреческой живописи. В российских собраниях аналогов фреске нет.
На фреске изображен воин-победитель верхом на коне. Он возвращается с поля боя. Всадник показан непропорционально, с коротким торсом. Из оружия у воина лишь копье, а на нем – белая туника, обагренная кровью, и пояс. Это трофеи, захваченные у убитого врага. Интересно, что всадник сидит на крупном рыжем коне без седла. Прописывая фигуры, мастер активно использовал темный контур и внутреннюю штриховку мазками для усиления объема. Это памятник очень высокого художественного уровня.
Фреска была частью гробницы-цисты. Это особый вид погребального сооружения: каменные плиты укладываются ниже поверхности почвы и перекрываются плоской или двускатной крышей. Росписи находились внутри плитовых гробниц и создавались на месте. На внутреннюю поверхность этих плит наносился тонкий слой штукатурки, затем выполнялась фресковая роспись. Сцены росписей были связаны с героизацией умершего, поэтому обычно содержали изображение погребальных игр и ритуалов, заупокойного пира, охоты и битв. В программе этих сюжетов важное место занимает торцовая плита со сценой Возвращение воина. Частью подобной композиции была и воронежская фреска.
ИСТОРИЯ БЫТОВАНИЯ ФРЕСКИ
Фреска была найдена в ноябре 1871 в погребении в Санта Мария ди Капуя Ветере. В том же году была приобретена для музея Дерптского университета при посредничестве археолога Вольфганга Гельбига. При эвакуации университета в 1918 фреска в составе коллекции была привезена в Воронеж.
Фреска не экспонировалась, по меньшей мере, последние 100 лет. Причиной этого было несоответствующее состояние сохранности. Плита была разбита на две части и частично оббита по краям. Фреска была вставлена в деревянное обрамление, которое полностью закрывало ее края и оборотную сторону. Поверхность была покрыта значительными выбоинами с утратами красочного слоя, однако, большая часть композиции хорошо просматривалась. Многие десятилетия этот памятник оставался почти неизвестным даже специалистам.
ФРЕСКА СЕГОДНЯ
В рамках совместного проекта с ГМИИ им. А.С. Пушкина по созданию новой постоянной музейной экспозиции «Искусство античности» и работе над научным каталогом коллекции было принято решение в приоритетном порядке провести реставрацию фрески с тем, чтобы включить ее в новую экспозицию.
В 2023–2024 в ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря проходила реставрация памятника. Реставрацию осуществил Александр Анатольевич Горматюк, реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения, заведующий научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова». Поскольку памятник редкий, методика его реставрации уникальна и корректировалась в ходе работы, в зависимости от результатов исследований материалов и их состояния.
Осенью 2025 года воронежский зритель увидит большую выставку, посвященную изучению и реставрации памятника и, конечно, саму фреску.