Выставки



Выставка «В диалоге с Античностью» (12+)

Image7?sha=1c5867e4

1 ноября в 12:00 в пространстве малого выставочного  зала музея (3 этаж постоянной экспозиции) начнет работу выставка «В диалоге с Античностью» (12+)

В 2024 году в музее прошел целый ряд событий, связанных с коллекцией искусства античности. После многолетней подготовки с коллегами из ГМИИ им. А.С. Пушкина открылся обновленный зал «Искусство античности». Прошел ряд камерных выставок из серии «Открывая фонды», показывающих графические работы западноевропейских и русских художников XVIII–XIX веков. Настоящая выставка «В диалоге с Античностью» подводит итог циклу данных мероприятий.

Обращенность к интерпретации античных сюжетов встречается в творчестве Валентина Яковлева (1887–1919 гг.), который являлся приверженцем художественных традиций прошлого. Обращаясь к достижениям старых мастеров, он пытался найти собственный путь в искусстве через переработку художественного опыта классиков живописи. Живопись Валентина Яковлева невозможно спутать с творчеством остальных художников того времени. Источником фабул его картин служили античная и библейская мифологии, заново переосмысленные художником в свете современной ему культуры. Это в очередной раз подтверждает его убежденность в необходимости связей между искусством прошлого и будущего, идеей преемственности в искусстве. Сами названия его работ – «Венера перед зеркалом», «Туалет Венеры», «Три грации», – свидетельствуют об ориентации художника на академическое искусство. Своей оригинальностью и новизной, в попытке приблизиться к классикам, именно работы Яковлева более остальных привлекали внимание зрителей и критиков.

Многообразие осмысления сюжетов и образов Эллады ярко отражено в творчестве Сергея Романовича (1894–1968 гг.), чей глубокий интерес к античному искусству и мифологии проявился в живописи 1920-х и последующих годов. Эта увлеченность темой Античности – одна из важнейших характеристик его творчества. Динамизм и витальность древности подробно иллюстрированы в работе «Охота на вепря. Аталанта и Мелеагр», где запечатлена сцена яростной борьбы. Полны жизни пластичные тела охотников с копьями в руках, крайне динамичен исступленный бег вепря и преследующих его собак. Эта работа по темпераменту роднится с ранней «Вакханалией с огнями», где также прослеживается общий дух архаического времени и хтонического ужаса.

Творческое многообразие скульптурных и живописных работ Фёдора  Семёнова-Амурского (1902–1980 гг.) следовало художественному языку символизма, воспринимаемому как способ проживания реальности. Символико-аллегорические композиции, составляющие основу живописи художника, выражают ощущение вневременного и вечного, поиска мифологических миров, которые открывались через культуры цивилизаций древности. Это отражено в интуитивном следовании агональному (состязательному) характеру греческой культуры, выражаемому через «философию» и «театр». Соревновательный элемент был движущей силой культуры Античности. В представленных работах «Философский спор», «Слушание диалога», «Художник, беседующий со своими зрителями» мы считываем обращенность к развитию древнегреческой философии – рождению истины из споров и дискуссий, речевых и ораторских приемов. Гипсовые маски, представленные на выставке, согласуются с мраморными ликами аттической скульптуры и, одновременно, с театральными масками, которые были необходимым инструментом классической трагедий и комедий театральной Эллады.

Творчество Вячеслава Павлова (1934–2014 гг.), работающего преимущественно в технике офорта, демонстрирует серийное осмысление, как греческих сюжетов «Одиссеи» Гомера, так и древнеримского празднества «Сатурналий». Черпая вдохновение из античных сюжетов, Павлов формирует авторскую концепцию, создавая особый язык мифотворчества с помощью графических метафор.

Дополнением выставки являются прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства, где форма и роспись керамических изделий интуитивно отсылает нас к образцам древнегреческой расписной керамики Кипра, Беотии и Аттики.

Потребность увидеть воспроизведение античного образа во множестве отражающих друг друга зеркал и почувствовать его глубокую силу воздействия на искусство прошлого столетия – вот что породило замысел настоящей выставки.

Экспозиция представит около 40 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.


Выставка продлится с 1 ноября по 8 декабря 2024 года.

Стоимость билетов:
Входной билет – 300 руб.
Льготный билет (школьники, пенсионеры, студенты) – 200 руб.
КУПИТЬ БИЛЕТ

Василий Криворучко
Афины. Акрополь, 1966
Алексей Загородных
Античный сюжет, 2014
Сергей Романович
Миф о Нарциссе, 1940-е
Фёдор Семёнов-Амурский
Скульптор у себя дома, 1970