Выставки



Выставка из серии «Открывая фонды». Иллюстрации Мая Петровича Митурича к басням Ивана Андреевича Крылова (0+)

Image7?sha=1c5867e4

30 января 2024 года в пространстве постоянной экспозиции музея (зал советской живописи) начнет работу выставка из серии «Открывая фонды» иллюстрации Мая Петровича Митурича к басням Ивана Андреевича Крылова.

Выставка приурочена к 255-летию со Дня рождения великого баснописца Ивана Андреевича Крылова, с чьим творчеством мы знакомы с детства и цитируем на протяжении всей жизни.

Наверняка, большинство из нас хорошо помнят и детские книги Чуковского, Барто, Маршака, Киплинга, Бианки с очень узнаваемыми иллюстрациями Мая Митурича, на которых крупные цветовые пятна сочетаются с тонкими линиями деталей. Однако, мало кому запомнилось имя замечательного художника, который создал для нас визуальные образы героев любимых произведений.

Нам хотелось бы напомнить о неповторимом и удивительном советском графике, иллюстраторе Мае Петровиче Митуриче-Хлебникове (1925-2008). В фондах музея хранятся три его графических работы к басням И.А. Крылова: «Кукушка и Петух», «Слон и Моська», «Свинья под дубом», которые будут представлены на выставке.

Май Митурич-Хлебников родился в семье замечательных художников русского авангарда Петра Митурича и Веры Хлебниковой. В 1941 году Митурич ушел добровольцем на фронт. Сначала он заправлял грузовики, шедшие по «дороге жизни» в блокадный Ленинград, а затем стал работать в агитационном подразделении, где рисовал большие плакаты и портреты маршалов и вождей. В 1948 году после демобилизации окончил Московский Полиграфический институт, где в последствии преподавал.

Родители были уверены, что Май продолжит их творческий путь. Они же познакомили его с творчеством Бианки. «Первую охоту», которую Май так любил читать, иллюстрировали его родители. Дедушка, Владимир Хлебников – орнитолог, основатель первого в России государственного заповедника в дельте Волги – привил внуку любовь к природе, учил наблюдать за зверями, птицами и различать их. Май Митурич мастерски передавал не только образы и характеры зверей. Талант художника проявился с первыми небольшими заказами для детских издательств. Он рисовал маленькие заставки для сборников и книжки-гармошки, после – книги по произведениям Чуковского, Маршака, Барто, Киплинга, Бианки.

Иллюстрации Мая Митурича сложно не узнать – у него свой особый неповторимый художественный почерк, во многом продолжающий традиции «ленинградской школы» 1920-30-х годов. Его графический язык — пластичный, эмоциональный, ироничный – не спутаешь ни с каким другим. Его рисунки одновременно сложны и лаконичны.

Художник говорил: «Дети, в общем-то, своего права голоса не имеют,за них высказываются взрослые: бабушки, дедушки, родители. И вот художник, работающий для детей (да, наверное, и писатель), получает оценку как бы от имени детей, но из уст взрослых. И когда нам иногда говорят, что дети не понимают того или другого, то это значит, что не понимают их родители. И не то что не понимают, а скорее даже не хотят понимать. Потому что одно дело какие-то действительно непонятные вещи и другое нежелание понять».

Несмотря на то, что книжная графика занимала ум и почти всё время, Митурич придерживался мнения, что настоящий мастер должен уметь многое и не замыкаться в одной сфере. Помимо иллюстрации, художник занимался живописью, станковым рисунком, литографией, линогравюрой, шелкографией. Вместе с Виктором Дувидовым и еще несколькими коллегами он создал невероятных масштабов фрески в Палеонтологическом музее, за которые был удостоен Государственной премии РФ   в 1993 году.


Познакомиться с выставкой можно в зале советской живописи по билету на постоянную экспозицию музея.
Выставка продлится с 30 января по 03 марта 2024 г.

 

 

Май Митурич. Иллюстрация к басне И.А. Крылова «Свинья под дубом». 1986
Май Митурич. Иллюстрация к басне И.А. Крылова «Слон и Моська». 1986
Май Митурич. Иллюстрация к басне И.А. Крылова «Кукушка и Петух». 1986