9 июля отмечает свое восьмидесятилетие известный художник, основатель британского поп-арта и автор теории о влиянии оптических приборов, таких как камера-обскура, камера-люцида, на развитие реалистического искусства в европейской живописи, Дэвид Хокни.
Он родился в Брэдфорде, графство Йоркшир, в 1937 году, и был четвертым из пяти детей. Родители дали Дэвиду блестящее образование — он окончил Королевский художественный колледж в Лондоне. В 1961 году Хокни принял участие в выставке «Молодые современники», проходившей в Королевском колледже искусств, и на вырученные деньги отправился в США. Он с головой окунулся в богемную жизнь Нью-Йорка, познакомился с Энди Уорхоллом и его окружением. Под впечатлением бурной жизни Нью-Йорка художник создал полубиографическую серию офортов «Похождения повесы в Нью-Йорке», которая была напечатана небольшим тиражом, однако сумела снискать известность в художественных кругах.
В 1966 году Дэвид Хокни перебрался в Лос-Анжелес, яркая природа Калифорнии, резко контрастирующая со сдержанными английскими пейзажами, произвела на художника сильное впечатление, нашедшее отражение на полотнах 60-х годов. Яркий свет, насыщенные цвета, ощущение пространства и некоторая отрешенность — фирменные черты творчества Хокни.
В 1968 году в Лондоне состоялась первая полномасштабная ретроспектива Дэвида Хокни. Художник был обласкан критикой и публикой, вдобавок, за ним закрепилась слава отца-основателя британского поп-арта. Действительно, среди своих современников он оказался наиболее последовательным борцом с элитизмом и элитарными концепциями хорошего вкуса.
В 1975 году Хокни впервые выступил в качестве сценографа, создав оформление к опере Стравинского, последующие годы работа художника была тесно связана с театром.
В 2001 году вышла в свет книга «Тайное знание: забытая техника старых мастеров», которую Дэвид Хокни написал в соавторстве с Чарльзом М. Фалько, известным американским физиком и профессором оптики. В этой работе авторы предположили, что особенный реализм старых мастеров достигался за счет использования камеры-обскуры и камеры-люциды. Канал BBC также выпустил часовой документальный фильм, посвящённый теории Хокни-Фалько.
Неутомимый экспериментатор, Дэвид Хокни с интересом воспринял технологический подъем последних лет, сейчас он увлечен цифровой живописью, развивая идею «движущегося» фокуса.