Новости



Пресс-конференция, посвященная выставке «Образ Нефертити» 16 мая 2017 года

Image7?sha=1c5867e4

16 мая перед открытием выставки «Образ Нефертити» автор проекта, известный российский египтолог Виктор Викторович Солкин, директор библиотеки имени М.А. Волошина Сергей Анатольевич Куприянов и заведующая экспозиционным отделом ВОХМ им. И.Н. Крамского Ольга Александровна Рябчиковапообщались с прессой.

«Описывать бесцельно. Смотреть!», – написал в своем дневнике германский археолог Людвиг Борхардт, когда в 1912 году обнаружил скульптурный портрет царицы Нефертити.

В декабре 2016 года на основе трехмерного сканирования, выполненного в Египетском музее Берлина, в Москве командой мастеров под руководством художника Эдуарда Агапова и известного российского египтолога Виктора Солкина была создана высокоточная копия скульптурного портрета Нефертити, признанная лучшей из существующих копий великого шедевра, который никогда не покидает музей в Берлине. Образ Нефертити входит в постоянную экспозицию известного российского центра египтологии и востоковедения – Библиотеки им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО (Москва) и не будет покидать ее. Исключение сделано только для Воронежа, с которым авторов проекта связывают давние дружеские и профессиональные связи.

«В основе работы лежит высокоточное трехмерное сканирование оригинала в берлинском музее. Мы получили цифровой файл, затем данные обрели телесную форму благодаря помощи одного российского военного завода. Была сделана первая модель, на основе которой отлили образ из гипса. В августе прошлого года начались работы, которые мы поручили замечательному московскому художнику, скульптору Эдуарду Агапову, специализирующемуся на воссоздании исторических интерьеров и реконструкции памятников с утерянными фрагментами. В процессе работы выяснилось, что, несмотря на то, что присланный файл очень точный, по решению Фонда прусского культурного наследия, которому принадлежит оригинал, в нем были «слепые» места: в районе затылка и в районе губ. Эдуарду Агапову удалось это преодолеть. Затем начался сложнейший технический процесс росписи. Хотелось воссоздать не только цвета, не только все потери, которые есть в оригинальном памятнике, но еще и фактуру. И это получилось столь точно, что учтена египетская толщина пигментов. Например, красный цвет всегда прозрачный, это легкий мазок кистью, а вот сине-зеленый пигмент – это плотные подушечки, потому что он изначально очень тягучий», – рассказал египтолог, автор проекта Виктор Викторович Солкин.

«Мы видим перед собой копию. Но в данном случае это не имеет значения. Культура изобилует примерами, когда копийные памятники переходят в разряд самостоятельных произведений искусства, имеющих мировое значение. Например, это алтарь Джентиле да Фабриано, выставленный в экспозиции музея имени И.Н. Крамского, который является копией, выполненной неизвестным художником. В случае со скульптурным портретом Нефертити мы имеем дело с блестяще истолкованным оригиналом», – рассказала заведующая экспозиционным отделом ВОХМ им. И.Н. Крамского Ольга Александровна Рябчикова.

«Наши посетители, читатели, слушатели, которые привыкли, что в библиотеке имени М.А. Волошина экспонируется оригинальные памятники, высоко оценили этот скульптурный портрет, качество работы», – отметил директор библиотеки имени М.А. Волошина Сергей Анатольевич Куприянов.

Изначально планировалось, что выставка «Образ Нефертити» будет работать до 10 июня, однако было решено продлить срок экспонирования скульптурного портрета царицы до 18 июня.

Посетить выставку «Образ Нефертити» можно с 18 мая. Благодаря строению экспозиции посетители получат возможность рассмотреть скульптурный портрет царицы во всех деталях.