17 октября в зале Русского искусства XX–XXI веков начнет работу выставка из серии «Открывая фонды» «Графика Владимира Милашевского», приуроченная к 130-летию со дня рождения художника.
Милашевский Владимир Алексеевич (1893–1976) – живописец, график, автор пейзажей, портретов, произведений бытового жанра, иллюстратор. Перу Милашевского принадлежат мемуары: «Вчера, позавчера. Воспоминания художника» и «Моя работа в издательстве «Academia»».
Владимир Алексеевич родился в Тбилиси 1893 году. Учился в Саратове и Харькове. С 1913 по 1915 год обучался в Высшем художественном училище Академии художеств. Входил в состав творческих объединений «Мир искусства», «4 искусства» и был одним из организаторов группы художников «13». Особенное влияние на творческие взгляды художника оказали Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Константин Сомов.
Будучи саратовским гимназистом, Владимир Алексеевич зачитывался фельетонами Александра Бенуа в петербургской газете «Речь», восхищался картинами Сомова и спорил с отцом-юристом, который считал мирискуссников декадентами. Художнику с ранних лет был глубоко чужд «казенный» академизм, статичность формы. Позже, как один из лидеров группы «13», которая объединяла преимущественно художников-графиков, Милашевский выступал за свободный, живой рисунок с натуры, соотнесенный с ритмами самой жизни.
Портреты, пейзажи, бытовые сцены, исполненные художником в 1920–1930-х, отличаются меткостью характеристик, остротой деталей, чувством времени. Милашевский разработал особый «метод темпа» – мгновенно выполненный, порой даже не пером, а спичкой, динамичный и эмоциональный рисунок.
Как подметил писатель Константин Федин: «У Милашевского в его пейзажах есть эта особая угадка целого наряду с охотничьим отыскиванием деталей».
Представленный в экспозиции портрет писателя Исаака Бабеля выполнен «методом темпа» – тушью с использованием спички. «Я сохраню эту спичку с напекшейся черной тушью»,— сказал Бабель, когда был закончен рисунок.
Интерес к графике привёл Милашевского в книжную иллюстрацию. Именно к этой области относятся самые известные его работы: рисунки к «Посмертным запискам Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса, «Отцу Горио» Оноре де Бальзака, «Госпоже Бовари» Гюстава Флобера, превосходные иллюстрации к сказкам Пушкина, к «Коньку-Горбунку» Петра Ершова, уральским сказам Павла Бажова.
С началом Великой Отечественной войны Милашевский отдал свои силы военной графике: с октября 1941 года по май 1945 года он был художником «Окон ТАСС».
Творчество Владимира Алексеевича Милашевского тесно вплетено в противоречивую и сложную историю ХХ века: в нем соединены искания новых форм, характерные для модерна и глубокий неподдельный интерес к человеку, свойственный реалистическому искусству.
В собрании ВОХМ имени И. Н. Крамского находится более сотни живописных и графических работ художника. Настоящая выставка представит около 10 работ мастера.
Выставка продлится с 17 октября по 26 ноября и расположится на втором этаже постоянной экспозиции музея в зале Русского искусства XX–XXI веков.
Вход на выставку осуществляется по билету на постоянную экспозицию музея.