Новости



Клевер Юлий Юльевич

Image7?sha=1c5867e4

31.01.1850 – 24.12.1924

Юлий Юльевич Клевер (при рождении Юлиус) происходил из немецкого балтийского рода фон Клевер; его отец был магистром химии и преподавал в Ветеринарном институте в Дерпте.

С детства Юлий проявлял наклонности к рисованию и в 1867 году, после окончания Дерптской гимназии, начал учиться в архитектурных  классах Императорской Академии Художеств, однако вскоре перевёлся в пейзажный класс – учился у С.М. Воробьёва, затем – у  М.К. Клодта.

В 1874 году на стендах Общества поощрения художеств художник организовал свою персональную выставку. В 1875 году за картину «Запущенный парк» Юлий Клевер получил премию Общества поощрения художеств, а в 1876 – за картину «Первый снег на вспаханном поле». После второй персональной выставки в 1876 году его картину «Березовый лес» пожелал приобрести Александр II. Юлию Клеверу было присвоено звание классного художника первой степени, а в 1878 году за картину «Старый парк» («Вид запущенного парка в Мариенбурге») он получил звание академика живописи.

Клевер не стремился к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом. Он охотно писал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами. В отличие от пейзажистов своей эпохи (кроме А.И. Куинджи), он ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура: они часто играли большую роль в его картинах. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить отечество.

А в 1890-х годах произошли события, в результате которых Ю. Клевер уехал в Германию: его привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого, бывшего конференц-секретаря Академии художеств П.Ф. Исеева.

В Германии  Ю. Клевер прожил семь лет. После возвращения на родину в 1915 году Юлий Юльевич устроил выставку в Москве, совершил творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию. Однако, несмотря на смену мировоззрения, Клевер остался верен себе. Художник сохранил свой «фирменный клеверовский» почерк, ради которого его произведения покупали, коллекционировали, публиковали на страницах газет и журналов, на художественных открытках, и ради которого его произведения подделывали. Клеверовские «эффекты» придавали работам художника яркую индивидуальность, оригинальность и узнаваемость.

После революции 1917 года Ю.Ю. Клевер получал материальную поддержку от Общества художников им. А.И. Куинджи. До конца жизни преподавал в Академии Художеств и в Центральном училище технического рисования. Оптимизм, жизнелюбие помогли Юлию Юльевичу дожить до глубокой старости. Он философски воспринимал бурные российские события, о прошлых днях вспоминал с улыбкой.

Работы художника хранятся в Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской Галерее, Серпуховском историко-художественном музее, музеях Барнаула, Владимира, Волгограда, Калуги, Козьмодемьянска, Костромы, Краснодара, Липецка, Великого Новгорода, Севастополя, Семея, Серпухова, Ставрополя, Сыктывкара, Тамбова, Ульяновска, Алма-Аты, Еревана; в частных коллекциях.

Ю.Ю. Клевер
Разлив реки
1890
©ВОХМ им. И.Н. Крамского
Ю.Ю. Клевер
Снег в лесу
1885
©ВОХМ им. И.Н. Крамского