Новости



Верещагин Петр Петрович

Image7?sha=1c5867e4

26.01.1834 – 28.01.1886

26 января в Перми родился Петр Петрович Верещагин – русский художник, академик пейзажной живописи, вошедший  в историю в качестве первого художника-пейзажиста Среднего Урала. Вместе с младшими братьями (один из которых живописец и портретист Василий Петрович Верещагин) учился живописному ремеслу. Первые уроки живописи братья получили у отца. В 1843 году отец умер, и их наставником стал их дед по матери, живописец и иконописец И.В. Бабин.

Петр и Василий продолжили своей образование в Императорской Академии художеств. Однако по своим художественным интересам братья заметно различались. Петр избрал своей специальностью ландшафтную живопись. Одним из его учителей был С.М. Воробьев  – известный ландшафтный живописец, много лет проживший в Италии. Его уроки оказали сильное влияние на юношу.

Петр Верещагин окончил Академию художеств в 1865 году со званием классного художника третьей степени за картину «Вид в Нижнем Новгороде».

Ландшафтная живопись, при ее кажущейся простоте, требовала от живописца максимального напряжения сил, блестящего знания перспективы, серьезных основ не только пейзажной, но и жанровой живописи. Правила Академии художеств того времени предписывали пейзажистам «представляемые картины обставлять фигурами и животными». Верещагин довольно быстро отказался от традиционного нейтрального стаффажа и начал включать в свои работы реальные бытовые сценки, используя свои наброски с натуры, которые являют собой целый мир и характеризуют его как блестящего рисовальщика. В своих замечательных карандашных рисунках он фиксировал все, что могло в будущем пригодиться для создания больших полотен.

Изображение колоритной жизни городских низов на фоне величественной русской архитектуры станет потом визитной карточкой его картин, именно благодаря этим жанровым вкраплениям написанные по всем канонам традиционные академические пейзажи Верещагина приобрели неповторимый колорит. Другой индивидуальной особенностью живописи художника стало пристальное внимание к видам исконно русских городов. Он стал одним из первых ландшафтных живописцев, отказавшихся писать итальянские виды, сумевшим увидеть своеобразие родной природы и архитектуры, изменить традиционно пренебрежительное отношение к ним. Хотя и прежде пейзажисты обращались к русской теме, но в основном они ограничивались воспроизведением видов Петербурга и Москвы. Верещагин же сумел донести до публики самобытность русской провинции и разнообразие природы России.

С 1866 года П.П. Верещагин преподавал рисование, черчение и чистописание в городе Люцин Виленской губернии. В 1870 году живописец оставил преподавание и полностью посвятил себя творчеству. В этот период он много путешествовал по Кавказу, Крыму, Уралу, Северо-Западу России.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов находился в действующей армии и создал ряд картин, не изменяя, однако, своим наклонностям, – в основном пейзажи, связанные с изображением Дуная.

Активный творческий период П.П. Верещагина составил около трех десятилетий напряженного и плодотворного труда, причем живописный уровень его произведений всегда оставался очень высоким. Он был и остается одним из немногих русских живописцев, чье творчество не знало радикальных падений, а качество работы и мастерство только росли год от года. Будучи воспитанником Академии художеств он сумел найти собственный стиль в одном из самых традиционных академических жанров. П.П. Верещагину удалось радикально изменить пренебрежительное отношение к собственно русскому пейзажу. Его своеобразные и хорошо узнаваемые «портреты» городов и местностей, полные близких русскому сердцу бытовых деталей, по праву завоевали широкую популярность.

П.П. Верещагин
Река Чусовая
© ВОХМ им. И.Н. Крамского