Новости



Клод, Мишель (Клодион)

Image7?sha=1c5867e4

20.12.1738 – 29.03.1814

Клод Мишель (Клодион) – один из самых привлекательных мастеров среди французских скульпторов XVIII столетия. Имя при рождении – Клод, но он взял имя Клодион, словно предчувствуя свою исключительность в многочисленном семействе потомственных лотарингских скульпторов и декораторов Аданов, с которыми был связан по материнской линии. Однако об обстоятельствах его жизни известно очень мало, биография мастера до сих пор остается во многом непроясненной.

Он родился во Франции в городе Нанси и был десятым, последним ребенком в семействе торговца. Первые уроки мальчик получил у своего дяди Ламбер-Сижисбера Адана, после его смерти Клодион недолго обучался в мастерской Ж. Пигаля, затем поступил в Королевскую школу для привилегированных учеников. В 1762 году он получил первый приз по скульптуре и среди лучших выпускников был направлен в Рим. При упоминании имени Клодиона возникают образы прелестных нимф, дерзких сатиров, грациозно бегущих вакханок, резвящихся детей, амуров, забавляющихся друг с другом или несущих тяжелые гроздья винограда – царство беспечного детства и счастливой юности, царство природы, радости и любви, воспринятое через античные мифы. Мир, воссозданный Клодом Мишелем настолько убедителен и поэтичен, что не возникает сомнения в его виртуозном владении пластической формой.

Созданные Клодионом работы за десять лет пребывания в Италии разошлись по итальянским, русским, немецким, французским коллекциям, так как произведения мастера высоко ценились. Его первыми работами в Риме были терракоты – статуэтки из обожженной глины, которые он делал самостоятельно и в большом количестве. Чуткость к запросам времени, соединенная с внутренней свободой мироощущения, особая легкость и артистизм исполнения его терракот поражают тонкостью и тщательностью отделки деталей, мягкостью лепки и своеобразной музыкальностью.

На закате лет, в XIX столетии, у ваятеля был единственный ученик Ж.Марэн, работавший в манере своего учителя. Заказчиками Клодиона были чаще всего его друзья и богатые буржуа, а составляли его славу не поддающиеся точному исчислению терракоты, бронзы, мраморы, бисквиты, которые существуют более двух столетий и пользуются растущей популярностью, вызвавшей целую волну копий и даже подделок в XIX веке. Не случайно мастер, на четырнадцать лет переживший свой век, остался в истории искусства Франции XVIII века скульптором, воплотившим в своей области художественные принципы рококо, «Фрагонаром в скульптуре», как его называли современники.

Образцы его работ можно видеть почти во всех музеях Европы, а также в Эрмитаже. 

К. Мишель (Клодион)
Сатир и нимфа
Бронза
© ВОХМ им. И.Н. Крамского