«Я задумал наблюдать войну в различных видах и передать это правдиво. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя» В. Верещагин
В 2017 году исполняется 175 лет со дня рождения Василия Васильевича Верещагина.
Живописец, литератор, один из наиболее известных художников-баталистов родился в семье предводителя череповецкого дворянства. В возрасте 9-ти лет Василий, как и его братья, был зачислен в морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. После окончания Василий Верещагин недолго прослужил и вышел в отставку, чтобы поступить в Академию художеств. После трех лет обучения, он уезжает на Кавказ, а затем продолжает образование в Париже. Верещагин завершил образование в Академии лишь в 1866 году.
По приглашению генерала К.П. Кауфмана, в 1867 году Василий Васильевич присоединяется к русским войскам в качестве военного художника и получает звание прапорщика. Боевое крещение не заставило себя ждать. Верещагин практически возглавил контратаку и был награжден орденом Святого Георгия 4 степени.
С 1871 по 1874 Василий Верещагин работал над своей «Туркестанской серией», но после колоссального успеха в Европе, она была раскритикована Александром II. Война, показанная художником, была слишком правдивой и страшной.
Узнав о начале русско-турецкой войны в 1877 году, он тотчас же записался добровольцем, получил должность адъютанта главнокомандующего Дунайской армией. Эта кампания не обошлась без ранения, художник был ранен в ногу.
Василий Верещагин много путешествовал как по миру, так и по России. Он был чрезвычайно работоспособен, из-под его кисти вышло огромное количество картин. В 1901 году Верещагин был выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира как настоящий «борец с войной».
Василий Васильевич Верещагин не понаслышке знал, что такое война, и видел ее оборотную сторону. На его полотнах нет парадов и героических сцен, он писал неизменных спутников вооруженных конфликтов: разрушения, страдания и ужас.
Одним из наиболее известных полотен художника является картина «Апофеоз войны», которую можно считать самым ярким и выразительным обличителей ужасов войны. Хотя она была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у нее нет узкой направленности – она адресована всем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор оставил на раме полотна надпись о том, что картина посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.
С началом русско-японской войны художник оказался в действующем флоте и трагически погиб 31 марта 1904 года, когда броненосец «Петропавловск», на котором он находился, подорвался на мине.