Новости



Крамской Иван Николаевич

Image7?sha=1c5867e4

08.06.1837 — 05.04.1887

Вторая половина XIX века — период необычайного подъема в русском искусстве. Критический реализм в живописи и литературе достиг своего расцвета. Его развитие неразрывно связано с Товариществом передвижных художественных выставок, одним из организаторов и идеологов которого стал Иван Николаевич Крамской.

Будущий художник родился в городе Острогожске Воронежской губернии в семье уездного чиновника. Будучи еще молодым человеком, Иван Крамской работал ретушером фотографий, переезжая из одного провинциального города в другой. В 1856 году он отправился в Санкт-Петербург, а уже через год осуществил свою мечту — поступил в Академию художеств. Его обучение проходило весьма успешно, но принципы классицизма, принятые в Академии, совершенно не отвечали требованиям нового времени. Диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» подчеркнула особенную значимость искусства и вдохновила многих молодых художников.

Осенью 1863 года ученикам Академии был предложен конкурс на Большую золотую медаль и возможность получить пенсионерство за границей. Тема была выбрана из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать студентов подали прошение о том, чтобы им позволили выбрать тему самостоятельно, а получив отказ, просили совет освободить их от участия в конкурсе и покинули Академию. Эти события вошли в историю русской живописи как «Бунт четырнадцати». Разрыв с Академией возглавил Иван Крамской. Тогда же им была создана Артель петербургских художников, ставшая базой для возникшего в 1871 году Товарищества передвижных художественных выставок. Одной из главных идей нового сообщества стала демократизация искусства. В-первую очередь это сюжеты картин, понятные и близкие своим современникам. Во-вторых, выставки действительно были передвижными, и перевозились из города в город, давая возможность жителям глубинки прикоснуться к прекрасному. Так началась деятельность этой общественной организации, которая в течение ряда десятилетий объединяла всех передовых художников России.

С 70-х годов XIX столетия Иван Николаевич Крамской не только выдающийся рисовальщик, но и непревзойденный мастер портрета. Основной интерес для него представляла сама личность модели. Взгляд художника проникал в самую суть человека, обнаруживая его глубинные переживания.

В числе полотен Крамского есть целый ряд поэтических женских образов, таких как «Девушка с распущенной косой» или знаменитая «Неизвестная», о которой говорили, что она является прообразом Анны Карениной.

Значение творческого наследия И.Н. Крамского огромно, его глубокий интерес к познанию человеческой сути, его тонкая живописная манера стали школой для целого поколения русских художников.

*В.М. Васнецов. Крамской на этюдах. 1876. ©ВОХМ им. И.Н. Крамского. 

И.Н. Крамской.
Портрет художника К.А. Савицкого. 1871.
© ВОХМ им. И.Н. Крамского.
И.Н. Крамской.
Книги одолели. 1872.
© ВОХМ им. И.Н. Крамского.
И.Н. Крамской.
Портрет жены и дочери. 1875.
© ВОХМ им. И.Н. Крамского.
И.Н. Крамской.
Предместье Парижа. Булонский лес. 1876.
© ВОХМ им. И.Н. Крамского.
И.Н. Крамской.
Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882.
© ВОХМ им. И.Н. Крамского.
И.Н. Крамской.
На даче. Сиверская. 1883.
© ВОХМ им. И.Н. Крамского.