Новости



Спецпроект «Музейные герои»

Image7?sha=1c5867e4

Рассказы тех, без кого музей немыслим

Музей – сложный организм, деятельность которого зависит от гармоничного функционирования всех его отделов. Результат труда сотрудников Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского – это в первую очередь постоянная экспозиция и выставочные проекты, которые неизменно привлекают большое количество посетителей. Но что за люди работают в музее? Какой они видят свою работу?

В Международный День музеев мы приоткрываем завесу «тайны». Сотрудники музея, о чьей деятельности посетители часто не задумываются или только догадываются, рассказывают о себе и своем видении работы в музее.

Елена Ивановна Пшеницына, главный хранитель

«Я всегда мечтала работать в музее. Я очень люблю своих коллег, и без них, конечно, очень сложно было бы что-либо сделать. Начинала я свой путь еще в краеведческом музее, а с 1991 года работаю в Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского. Мне посчастливилось сразу попасть в отдел фондов. На мой взгляд, фонды – это самый интересный отдел музея, где хранятся предметы, которые собирались на протяжении долгого времени. Наш музей существует на базе двух коллекций: художественного отдела Губернского музея и Музея древностей и изящных искусств Воронежского государственного университета. В нашей коллекции живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Разные художники, разные эпохи, включая Древний Египет и Древнюю Грецию. Вот то, что меня привлекает. С каждой коллекцией работать очень интересно, познавательно и значимо для художественной жизни Воронежа в целом.

«Хранителем» работник отдела фондов называется очень давно. Хранитель – это первая музейная профессия, это тот, кто хранит. Музей, прежде всего, идет от предмета: есть предмет – есть музей. «Фонды», «запасники», «отдел хранения», «фондохранилище» – это все музейные слова. Мы не можем показать все коллекции сразу: не можем сразу выставить все хотя бы в силу ограниченности площадей. Может поэтому возникло такое впечатление, что у нас именно «запасники». «Запасник» – вообще, хорошее слово, оно мне очень нравится.

Хранение во многом зависит от помещений. В Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского мы стараемся располагать предметы по видам хранения. У нас есть стеллажи, папки, шкафы, коробки, иногда даже используем коробки от конфет».

Ольга Александровна Рябчикова, заведующая экспозиционным отделом

«В следующем году будет 30 лет, как я работаю в музее. Оглядываясь назад, я не представляю, что еще существуют какие-то профессии, которые мне бы так же нравились. Мечта работать в музее появилась, когда я еще училась в художественном училище. И как-то так мыслилось, что после окончания училища это будет музей, и музей был, но сначала краеведческий. Затем спустя какое-то время я уже работала в Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского. И с теплотой вспоминаю тех сотрудников, искусствоведов, с которыми посчастливилось работать – тогдашний директор музея Екатерина Александровна Резникова, Анатолий Алексеевич Тимофеев, Маргарита Ивановна Лунева. Молодые сотрудники попадали в этот круг общения, и становились частью музея.

Сегодня выставочная деятельность музея обретает новые формы. В основе каждой выставки лежит тщательно проработанная концепция. Раньше это была  просто развеска картин, а сейчас это по-другому, за каждой выставкой стоит работа всего коллектива – и отдела фондов, научно-просветительского отдела и, конечно, экспозиционного. В итоге концепция выставки выстраивается таким образом, что каждая картина – продолжение истории предыдущей, целый рассказ, связный и интересный.

Концепция выставки рождается достаточно рационально. Например, сейчас мы готовим выставку И.Н. Крамского, решили показать работы не только из нашего фонда, связались с Третьяковской галереей. Но ведь можно показать не только Крамского, можно раскрыть интереснейшую историю Артели художников, которую основал Иван Николаевич. Для этого мы попросили работы тех самых участников Бунта 14-ти, которые вместе с Крамским покинули Академию. Эта задумка-концепция получила одобрение Третьяковской галереи, и, если получится, то в этом году состоится грандиозная выставка.

Если говорить о постоянной экспозиции, то здесь в основе размещения экспонатов, как и в любом классическом музее, лежит хронологическая последовательность, дающая представление о развитии искусства, будь то русское или западное, по периодам, по стилям и направлениям».

Наталья Евгеньевна Бакина, ученый секретарь

«Самый яркий музейный опыт я получила в раннем детстве, когда мне было пять лет. Мы с родителями были проездом в Москве, и зашли в Государственный исторический музей. Времени было не очень много, а я не отпускала родителей из экспозиции. Мне казалось, что это просто какое-то волшебство: можно ходить по залам, рассматривать удивительные предметы. То впечатление и сейчас самое яркое.

Начав работать в Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского, я столкнулась с огромным массивом ранее мне неизвестного, о чем я никогда не думала, не догадывалась. Первые годы была радость от узнавания нового. Это продолжается и сейчас, только несколько по-другому. И я очень не хочу, чтобы это когда-нибудь закончилось.

Ученый секретарь в музее – это такой своеобразный «коммуникатор», который обеспечивает связь разных подразделений. Я готовлю общие отчеты о работе музея, для этого нужно хорошо знать специфику работы разных отделов. Поскольку коллектив музея небольшой, я также участвую в просветительской и выставочной работе.

С радостью веду занятия для детских групп из «Паруса надежды», воспринимаю это не как рутину, а как возможность не потерять свежеть восприятия, готовность к иным суждениям. Однажды, на занятии, посвященном жанру «Портрет», мы с ребятами подошли к двум картинам: «Портрету Е.П. Кочубей» М. Щербатова и «Портрету жены» К.Маковского. Они очень разные, даже контрастные. Я попросила группу охарактеризовать эти два портрета. И тогда один из мальчишек, с трудом подбирая слова, очень эмоционально сказал: «Один – зима, другой – лето!» И этот яркий образ я нередко использую и в экскурсиях.

В общении с посетителями я, прежде всего, стремлюсь отойти от практики монолога, стараюсь понять, что интересует аудиторию и донести до нее актуальную информацию о музее и произведениях, которые можно здесь увидеть. Мне хочется показать посетителям, что произведения изобразительного искусства можно воспринимать как текст, «читать» их. Стараюсь обращать внимание людей на то, как художник строит свое произведение, как это можно интерпретировать».

Валерий Алексеевич Шакин, научный сотрудник

«У меня была мечта заниматься живописью и работать в музее. Будучи студентом-заочником ХудГрафа ВГПУ, до того, как прийти в музей я много где успел поработать: работал медбратом, грузчиком, мерчендайзером, продавцом, преподавал в художественных школах. Не могу сказать, что оказался в музее совершенно случайно, тут все сложилось, наверное, неизбежно. Просто не могло быть иначе.

Каждый день я прихожу на работу, как на праздник. Я люблю этот музей. Порой, кажется, что те люди с кем я провожу день за днем и есть подлинный музей, его плоть и кровь, его душа. Коридоры и комнаты старинного здания, подлинники мирового и отечественного искусства на стенах, все это мертвое без тех людей, которые каждый день, отдавая частицу себя, одушевляют музейное пространство. Что касается живописи, то по иронии судьбы пока я так и не начал писать, но, может быть, все впереди.

Мне всегда нравилось позднее Средневековье и эпоха Возрождения, причем это не только произведения изобразительного искусства, но и литература, музыка, повседневная жизнь. Сейчас я пишу статью на тему, близкую Ренессансу. Моя работа посвящена искусству маньеризма. В экспозиции музея есть картина Андреа дель Пиччинелли, художника-маньериста, «Мадонна с уснувшим на коленях Христом и двумя ангелами».

Одна из моих обязанностей как научного сотрудника – проведение экскурсий для посетителей. Экскурсия для меня – это некий акт творчества, в который я пытаюсь вложить свое отношение к искусству. По моему мнению, экскурсовод должен не просто сухо излагать факты, но и вносить личное видение. Когда искренне рассказываешь, делишься своим отношением к искусству, и вдруг становишься услышанным, то получаешь самое ценное, – то, ради чего стоит работать! Я люблю выражение «Красота в глазах смотрящего». Я верю, что везде можно увидеть красоту. Отнюдь не только в музее, и не только в вещах прекрасных изначально. Красота заключена не в красивой девушке, красивом здании, скульптуре, красивой картине – нет, не там! Она везде! Нам нужно только иногда остановиться и посмотреть вокруг».

Елена Андреевна Баранова, смотритель

«Мой отец, Андрей Петрович Соловьев, 25 лет работал директором краеведческого музея. Краеведческий музей находился до 1959-1960 года в одном здании с художественным. Отец был истинный краевед, знал город как свои пять пальцев. Он был очень предан своему делу, и вся наша семья в этом участвовала.

Вообще, я инженер, технарь, работала в НИИ, на заводе «Электросигнал». После выхода на пенсию сидеть дома мне не хотелось и сейчас не хочется. Меня всегда тянуло в художественный музей. Наверное, это все из-за детского восприятия этого здания, которое всегда было для меня притягательным. Мне захотелось вернуться в детство, и я пришла сюда. Первые несколько лет я работала гардеробщиком, затем стала смотрителем. Каждый день я хожу по музею с ощущением, что я у себя дома. Не могу объяснить, почему это так, видимо какие-то детские ассоциации, мне здесь приятно.

Главная обязанность смотрителя – следить за сохранностью выставленных экспонатов. Экскурсоводческой работой смотритель не занимается, но мы должны ответить на базовые вопросы, рассказать, что в каком зале находится, дать вводную информацию. Конечно же, к нам приходят самые разные посетители. Кому-то больше нравится одно, кому-то – другое, например, я очень люблю русскую живопись. В любом случае пробежать весь музей за 15 минут – это нереально. Музей такого не предполагает. У меня с детства сложилось восприятие музея как чего-то священного. Я знаю, сколько труда, души вложено в экспозицию. У меня пиететное отношение к музею, меня это здание обволакивает, и я нахожусь здесь как будто в родном гнезде».

P.S. Благодарим за фотографии Константина Кириакиди.

Елена Ивановна Пшеницына, главный хранитель
Ольга Александровна Рябчикова, заведующая экспозиционным отделом
Наталья Евгеньевна Бакина, ученый секретарь
Валерий Алексеевич Шакин, научный сотрудник
Елена Андреевна Баранова, смотритель