1 ноября 1596 года родился один из известнейших итальянских мастеров барокко Пьетро да Кортона. Его картины наполнены светом и воздухом, композиции динамичны и изощренны, барокко не любит статичных поз, и Кортона — яркий пример воплощения этого барочного принципа.
Пьетро Берреттини, это настоящая фамилия художника, учился в Кортоне в 1609 — 1612 гг., почему и получил прозвище «изКортоны». Талант молодого живописца был замечен папой Урбаном VIII, и, оказавшись по его покровительством, Пьетро даКортона переезжает в Рим.
Наиболее известной его работой является плафон римского палаццо Барберини «Триумф Божественного провидения». На нем представлена аллегорическая композиция, прославляющая папу Урбана VIII, члена семьи Барберини. Внутри иллюзионистически трактованного архитектурного обрамления центральной части плафона открывается фрагмент неба с облаками и множеством фигур в развевающихся одеждах. Закрученные линии подводят взгляд зрителя к сердцу композиции, туда, где ангелы держат папскую тиару и ключи святого Петра, символизируя папское достоинство Урбана VIII. Работа над плафоном палаццо Барберини продолжалась с 1633 по 1639 гг.
Картинам и фрескам да Кортона свойственно богатое аллегорическое содержание и сложная символика, классицистическая, чётко продуманная композиция, сочетающаяся с бурной, театрализованной экспрессией.
В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью. В своих наиболее значительных постройках в Риме: вилле Саккетти (1625—1630), церквях Святых Луки и Мартины (1634—1650), Санта Мария-ин-виа-Лата (1658—1662) — Пьетро да Кортона проявил себя как выдающийся зодчий барокко. Одним из примеров его большого дарования является ансамбль площади с церковью Санта-Мария-делла-Паче, в котором наглядно воплощены градостроительные принципы римского барокко. Динамизмом, несколько театральной эффектностью, мастерским использованием выпуклых и вогнутых поверхностей отличаются постройки Пьетро да Кортона.
Умер Пьетро да Кортона в Риме 16 мая 1669 года.