Виктор Борисов-Мусатов – русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнезд».
Родился в Саратове в семье железнодорожного служащего. В раннем детстве получил травму позвоночника, от чего со временем на спине начал расти горб. Печать этой травмы отразилась на всей жизни художника. Несмотря на это Виктор Борисов-Мусатов был живым, общительным человеком, прирожденным лидером.
Первоначальные знания и навыки рисования получил от преподавателя рисования Ф.А. Васильева. В 1890-х годах учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. Во время учебы, в летний период, художник возвращался в Саратов. Именно родной край во многом повлиял на восприятие художника, своеобразно отразился в его работах. Ученические произведения Борисова-Мусатова становились объектом критики в среде педагогов, однако вызывали восторг у молодых художников.
Посвятив себя творчеству, художник добавил к своей фамилии имя своего дедушки. Борис Александрович Мусатов был незаурядной личностью, и его имя Виктор Мусатов присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
В 1895 году Борисов-Мусатов отправился в Париж, где поступил в мастерскую Фернана Кормона. В Париже молодой художник провел несколько зим, он учился классическим приемам рисования и правильной технике, изучал произведения искусства маститых художников в музеях и галереях Парижа.
В 1898 году Борисов-Мусатов возвратился в Россию, в родной Саратов — «туда, где меньше людей, где все проще и чище». Путешествия помогли мастеру найти свой живописный язык. В это время начался его самый плодотворный период — все увиденное, пережитое и наработанное художник воплотил в серии работ. В 1901 году Виктор Борисов-Мусатов посетил Зубриловку — старинное имение князей Голицыных-Прозоровских, после чего он написал картину «Гобелен», запечатлевшую последние дни жизни помещичьего дома. Работы художника, выполненные в 1901-1903 гг. рассказывают об эпохе, уходившей в прошлое прямо на глазах. За них художника часто называют «мастером изображения дворянских гнезд». Эти работы на целое десятилетие определили развитие отечественного искусства: они повлияли на становление русского символизма в живописи и на творчество художников объединения «Голубая роза».
С конца 1903 года художник в Подольске, где создавал по шесть-девять законченных полотен в год. Писал пейзажи, а также занимался монументальной живописью. Работы Борисова-Мусатова приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато его полюбили в Европе и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств.
Скончался художник в 1905 году, в Тарусе, где и был похоронен на берегу Оки.