Новости



Открытие выставки "Елена Киселева. Блеск, забвение и возвращение в свет"

Image7?sha=1c5867e4

24 марта в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского состоялось торжественное открытие персональной выставки уроженки Воронежа, художницы, чье имя широко известно в Сербии, Елены Киселевой.

С декабря по март выставка работ Елены Киселевой проходила в Музее русского импрессионизма в Москве. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, обладающий самой большой коллекций произведений Киселевой, предоставил работы из своего собрания. Выставка с большим успехом прошла в столице. Экспозицию высоко оценила Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи.

В выставку  «Елена Киселева. Блеск, забвение и возвращение в свет» включены 43 живописные и графические работы, относящиеся к разным периодам творчества художницы.

«Блеск – это период, когда художница выставлялась в Москве, в Европе. Был период забвения: пришел18-й год, эмиграция. Затем новый этап – «возвращение в свет», – отмечает Владимир Добромиров, директор Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского.

Основу творческого наследия Киселевой составляют портреты. «Я всегда была потретисткой и любила изображать красивых, интересных женщин», — писала Киселева. И художнице действительно удалось создать притягательные, запоминающиеся образы и через них передать мироощущение Серебряного века. Техника художницы со временем менялась, но в каждом полотне сквозит любовь к живописи и восхищение моделью.

Одним из центральных произведений Киселевой является портрет «Маруся», написанный в 1913 году в Париже. В этот период творчества для стиля художницы характерна декоративность, присущая модерну, и нотки импрессионизма. В 1929 году мать художницы передала произведение в дар Воронежскому областному художественному музею им. И.Н. Крамского. Для самой Елены Киселевой «Маруся» была эстетическим критерием в оценке собственных произведений. Сегодня горожане часто называют «Марусю» «воронежской Джокондой».

«Первая персональная выставка Елены Киселевой состоялась еще при жизни художницы в 1968 году. Потом были еще персональные выставки. В 1978 году мы вместе с Владимиром Дмитриевичем готовили экспозицию: брали работы Киселевой в частных собраниях, в Пушкинском доме, Академии художеств имени Репина. Судьба Елены Андреевны более чем на полвека была связана с Югославией, которая тогда называлась Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Эту страну Елена Андреевна любила, называла ее теплой. В России ее работы были обнаружены каким-то чудом. Хотелось бы вспомнить сегодня Маргариту Ивановну Луневу, которая вступила в переписку с художницей и многое сделала для популяризации ее наследия. Потрясенная Елена Андреевна писала Маргарите Ивановне, что она вспомнила запах реки, в которой купалась в детстве, запах садов на Садовой улице, ныне Карла Маркса», – рассказал протоиерей Андрей Изакар.

В открытии выставки приняла участие делегация из Луганского художественного музея.

«Экспозиционеры нашли удивительно современное решение и в то же время, когда переходишь от работы к работе, понимаешь, что произведение говорит с нами языком того времени, в котором жила Киселева», – поделилась впечатлениями о выставке Лидия Борщенко, директор Луганского художественного музея.

 Чтобы посетители выставки могли посмотреть больше работ Киселевой, в выставочном зале размещен информационный терминал, где представлены произведения из других собраний.

Познакомиться с экспозицией «Елена Киселева. Блеск, забвение и возвращение в свет» можно до 21 мая.