Выставки



Московские художники Т.А. Маврина и Н.В. Кузьмин (6+)

Image7?sha=1c5867e4

26 марта в 16.00 на третьем этаже постоянной экспозиции состоится открытие выставки из собрания Государственного музея А. С. Пушкина «Московские художники Т. А. Маврина и Н. В. Кузьмин». Представляемая выставка работ художников уникальна. Оба художника в разное время иллюстрировали произведения А. С. Пушкина и получили известность и признание благодаря этим работам.

В экспозиции представлены более 70 работ художников 1930‑1970-х годов из собрания Государственного музея А. С. Пушкина.

Имена Н.В. Кузьмина (1890-1987) и Т.А. Мавриной (1900-1996) стали хорошо известны среди художников еще в начале 1930-х годов, после выставки «Группы 13», в которую они пришли в 1929 году. «Группа 13» объединила художников-графиков, стремившихся к живому трепетному рисунку, который должен ложиться на бумагу непосредственно, без предварительной подготовки. Само название − чертова дюжина − не только обозначало количество участников первой выставки, но и ассоциировалось с неким вызовом академической школе. Здесь она встретилась с Н.В. Кузьминым, с которым соединила свою судьбу в августе 1941 года, в самом начале войны.

Кузьмин, как иллюстратор, начинал с рисунков виньеток в журналах «Аполлон» и «Лукоморье» в 1910-е годы. В «Группе 13» он был одним из лидеров и теоретиков объединения. В 1924 году Николай Васильевич переехал в Москву и стал активно работать как книжный художник в издательствах «Academia», «Художественная литература» и других. Он всегда подробно изучал эпоху, быт, приметы времени, его рисунки дополняли авторское слово. Иллюстрации к произведениям Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Лескова принесли ему заслуженную славу и признание.

На произведениях Татьяны Алексеевны Лебедевой появилась подпись «Маврина» (фамилия ее матери) в 1930 году на первой выставке «Группы 13», где экспонировались ее работы. Она начинала как живописец и график. В 1976 году она одна из первых русских художников ХХ века была награждена премией Ганса Христиана Андерсена «за международный вклад в дело иллюстрации детской книги». Ею проиллюстрировано более 100 изданий русской и мировой классики.

В Государственный музей А.С. Пушкина Николай Васильевич Кузьмин и Татьяна Алексеевна Маврина пришли в начале 1960-х годов и навсегда стали верными друзьями и помощниками только что открывшегося музея. Здесь проходили выставки их работ, они дарили свои рисунки к пушкинским произведениям, (составившие главную часть коллекции), редкие издания, лубки начала ХIХ века, предметы прикладного искусства. Так начала формироваться наша музейная коллекция Т.А. Мавриной и Н.В Кузьмина.

На выставке мы постарались выделить московские архитектурные пейзажи художников. Татьяна Маврина неслучайно называла Москву второй родиной. «В мой жизненный состав любовь к старине пришла из издания Грабаря. А потом этому научила война, когда погибали один за другим северные храмы. В Москве я ходила и, если удавалось, ездила по дальним и ближним улицам −рисовала, запоминала, может впервые, разглядывала шатровые колокольни, причудливые пятиглавки, стены и башни». Так появилась серия акварельных рисунков с видами Москвы военного времени. Художница передала красоту церквей и соборов, используя яркие цвета. Ее акварели очень выразительны. На фоне серого московского неба расцветают зеленые, белые, розоватые стены колоколен, соборов и церквей. Талант смотреть на все «веселыми глазами заволжских кустарей» и придает рисункам Мавриной незабываемый колорит, насыщает их обилием не повторяющихся деталей, делает их яркими и праздничными.

Татьяна Алексеевна много путешествовала по ближнему и дальнему Подмосковью. Художница с любовью рисует старинные русские города − Суздаль, Переславль-Залесский, Архангельск, Великий Устюг ‑ с их соборами и церквями.  Академик И.Э. Грабарь высоко оценил ее работы 1940-х годов, сохранившие для нас и архитектурную летопись Москвы XVII‑ХIХ веков. Ее любимый город – Загорск; здесь она была частым гостем.

В течение всей жизни Маврина неоднократно обращалась к пушкинским сказкам. Ее любовь к Пушкину возникла давно, еще во времена детства: «Более русского поэта и не сыскать. Для меня самое душещипательное стихотворение с детства «У лукоморья дуб зеленый»… В этих коротких строчках для меня все три тома «Сказок Афанасьева», лубки и былины. Это стихотворение вроде волшебного ларца, из которого вылезает и город, и войско, и народ».

В 1960 году за оформление поэмы «Руслан и Людмила» Маврина была награждена серебряной медалью ВДНХ за лучшую книгу. Во время работы художница «смешала» разные приемы письма, присущие русской иконе, лубку, персидской миниатюре, создав свой неповторимый стиль, сразу выделивший ее рисунки среди других. В 1970 году отдельной книгой выходит любимое «Лукоморье», в 1977 году было осуществлено издание «Сказок А.С. Пушкина» с ее рисунками.

«Пушкиниана Н.В. Кузьмина» ‑ началась с иллюстраций к роману «Евгений Онегин». Отдавая дань художественной культуре «Мира искусства», Н.В. Кузьмин уделял большое внимание структуре книги. Издание романа «Евгений Онегин» (1933) − итог многолетних наблюдений. Работа над рисунками длилась около пяти лет, горячо обсуждалась с известными пушкинистами М.А. и Т.Г. Цявловскими, почувствовавшими в художнике чуткого читателя пушкинского текста. В издании все оказалось продумано до мелочей. Кузьмину открылся автобиографический смысл многих мест «Евгения Онегина».

Впервые в иллюстрациях к роману «Евгений Онегин» среди действующих лиц появился сам Пушкин, то прогуливающийся с Онегиным по набережной Невы, то беседующий с будущими декабристами. Легкая, изящная, стремительная линия в рисунках соответствует содержанию и стилю произведения. Художнику удалось передать внутренний смысл поэтического текста.

В 1957 году Н.В. Кузьмин проиллюстрировал поэму «Граф Нулин» в стиле альбомных рисунков пушкинского времени. И в «Евгении Онегине» и в «Графе Нулине» появились острые иронические зарисовки, переходящие в карикатуру. Они получали свое завершение в книге пушкинских эпиграмм, изданной в 1979 году.

Портреты, натюрморты с полевыми цветами, русские города и деревни, прекрасные в своей земной красоте, – вот главные темы произведений Мавриной.

Цветы – еще одна тема в творчестве художницы. Она могла, будучи уже в преклонных летах, в день нарисовать два-три букета. Натюрморты с букетами связаны со временами года, с православными праздниками. К Татьяне Алексеевне нельзя было придти в дом без цветов. Циннии, маки, васильки, плакун-трава, лилии – трудно перечислить, какие только цветы ни рисовала Маврина в своих натюрмортах-коллажах, где соседствуют игрушка, конь и пейзаж с церковью на пригорке.

Государственный музей А.С. Пушкина хранит благодарную память о замечательных художниках ХХ века, подаривших музею часть своей коллекции.

Посетить выставку можно будет до 24 мая. Стоимость входного билета – 50- 100 руб.