Без категории



Кабаков Илья Иосифович

Image7?sha=1c5867e4

30.09.1933

Илья Кабаков, возможно, самый известный представитель московского концептуализма. Его работы выставляются по всему миру, а цены на них растут с каждым годом, однако, интерес к его творчеству возник только после эмиграции художника на Запад в 1987 году, хотя на протяжении многих лет Кабаков был лидером «неофициального искусства» в Советском Союзе.

Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. В 1941 году Илья с матерью были отправлены в эвакуацию в Самарканд. Там он в 1943 году поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, которая также была эвакуирована в этот город. В 1945 году переехал в подмосковный Загорск и был переведен в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ), после ее окончания поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова на отделение графики. После окончания института устроился работать иллюстратором, его рисунки также помещались в журналах «Мурзилка», «Весёлые картинки», альманахах «Звездочка» и «Круглый год». Однако, основная творческая жизнь художника проходила вне рамок официальной работы.

Серия «Душ» — одна из первых работ Кабакова, выставленная в Италии в 1965 году, поссорила художника с советским правительством.  На рисунках изображен человек, стоящий под лейкой душа, но вода, которая из нее выливается, не касается его. По мнению критиков, эта работа символизировала недостаток материальных ресурсов при коммунистическом режиме, и они окрестили Кабакова голосом антисоветского поколения.

Концептуализм — это интернациональное движение в искусстве XX века, с конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Концептуальные произведения вызывают определенный дискомфорт у зрителей не столько за счет непривычного или раздражающего внешнего облика, но главным образом за счет иных правил их восприятия, нарушающих укоренившуюся привычку общения с искусством. Они не опираются на непосредственное восприятие, не взывают к эмоциональному сопереживанию, отрицают традиционные эстетические оценки.

Еще одним примером творчества Ильи Кабакова является созданная еще в 1985 году инсталляция «Человек, улетевший в космос», которую художник выставлял еще в своей мастерской. Эта работа представляет останки еще недавно обитаемой комнаты, в центре которой находится катапульта. Над этим устройством, в потолке зияет дыра, которая, судя по всему, была пробита бывшим обитателем комнаты, когда тот улетал. Работа говорит не только о переживаниях самого художника, Кабаков через два года покинет Советский Союз, но и об эмоциональном освобождении из идеологических пут, о некоторой творческой свободе, так необходимой каждому человеку.

Работы Ильи Кабакова хранятся в 250 музеях мира, более 50 инсталляций украшают парки, площади и улицы городов на всех континентах, а картины «Жук» ($5,8 млн., 2008) и «Номер люкс» ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями  современного российского искусства.