Выставки



Выставка «Круг художников»

Image7?sha=1c5867e4

1 июня в 15.00 часов в выставочном зале Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского в рамках IX Международного Платоновского фестиваля искусств состоится торжественное открытие выставки «Круг художников».

В экспозиции будет представлено около 50 живописных и графических работ из собрания Государственного Русского музея.

Деятельность ленинградского общества «Круг художников» – одно из ярких, своеобразных и, одновременно, чрезвычайно характерных явлений своего времени. Среди многочисленных художественных объединений 1920-х годов «Круг художников» не занимал лидирующей позиции, хотя актуальность и результаты творческих дерзаний «круговцев» вызывали самый живой интерес.

Основанное в марте 1926 года студентами-выпускниками ВХУТЕИНа, общество «Круг художников» на первых порах объединило преимущественно однокурсников. В широковещательной декларации молодые художники определяют цель своих творческих усилий: «создание стиля эпохи». «Коллективизм» и «единство взглядов» представляются им надежными гарантиями будущего успеха. Еще одним аргументом, не менее важным, в пользу решения о создании общества была декларированная «невозможность участия в существующих в Ленинграде художественных обществах». «Мы – бывшие левые…» – эти слова вслед за московскими художниками из «НОЖа» могли повторить и «круговцы».

Ядро будущего общества начало складываться еще в 1922-1923 годах, и тогда было совершенно очевидно, что большинство в нем составляли молодые художники, испытавшие влияние «левых» и прошедшие школу авангарда. Решение создать общество окончательно укрепилось в марте 1926 года, а в апреле восемнадцать художников и скульпторов – В. Пакулин и А. Пахомов, главные инициаторы его организации, С. Купреянова, Т. Гернет, М. Федоричева, Д. Загоскин, А. Порет, Л. Британишский, И. Лизак, Г. Лагздынь, А. Русаков, Т. Купервассер, Я. Шур, Г. Кортиков, М. Гельман, Е. Гаскевич, С. Чугунов, М. Вербов обращаются в Главнауку с просьбой утвердить устав «Круга художников». На учредительном собрании избирается председатель общества – В. Пакулин и секретарь – С. Чугунов. В Уставе и декларации молодое художественное объединение заявляет о своем отрицательном отношении к «подчеркнутому индивидуализму, поверхностному этюдизму и литературщине» в творчестве, говорит о стремлении отражать в произведениях искусства наиболее существенные явления современности. Вскоре «Круг художников» провозгласит, что в поисках адекватного времени «стиля эпохи» на первый план он ставит «принцип тесно сплоченного коллектива, осуществляющего как общее художественно-идеологическое воспитание своих членов, так и руководство их практической работой». За весь период активной деятельности «Круг» объединял в своих рядах более 50 членов. Основной его состав оставался практически неизменным, лишь пополняясь притоком молодых творческих сил. Основные три выставки «Круга художников» проходят в залах Русского музея в 1927, 1928, 1929 годах в рамках деятельности недавно организованного Отдела новейших течений, который возглавил Н. Н. Пунин. Наряду с этим работы «круговцев» экспонировались в 1927 году в Доме работников просвещения, в 1929 – в клубе завода «Красный треугольник» и на выставке «Современные ленинградские художественные группировки» (1928-1929) в Московско-Нарвском Доме культуры. Итогом существования объединения была выставка картин художников «Круга» в Киеве (1930). Произведения «круговцев» разных лет были представлены на Первой общегородской выставке изобразительных искусств в Ленинграде (1930) и на выставке «Художники РСФСР за ХV лет» (1932). Апогеем творческой деятельности общества стала вторая выставка, которую, как вспоминали бывшие «круговцы», посетил А. В. Луначарский.

В авангарде поисков «Круга художников» шли, несомненно, живописцы. Сравнивая произведения многих из названных художников и отмечая разнообразие их почерков, вместе с тем убеждаешься и в присущей им некой общности. Это и стремление к типажности образов, и преобладание крестьянской темы, в понимании которой заметны опыт прямых и косвенных учителей К. С. Петрова-Водкина и К.С. Малевича (хотя на второй и третьей выставках темы спорта, революционных событий и праздников, в интерпретации близкой ОСТ, прозвучали на равных) и ощутимые тенденции монументализма в станковой картине, проистекающие из декларированных поисков «стиля эпохи». Новой эпохе отвечает лишь искусство «большого стиля», аналогии которому можно найти в традициях Древней Руси и искусстве эпохи Возрождения. Такого мнения придерживалась одна часть «круговцев», другая же с не меньшей убежденностью пыталась совместить достижения новейшей французской живописи с насущной потребностью в создании «современной советской картины». В 1930 году, защищаясь от обвинений в формализме, «круговцы» заявляли: «Наша эпоха должна иметь свой стиль». Они чувствовали себя «органичными с революцией», и их искренняя вера позволила им создать произведения, которые стали настоящей эпохой в истории русского искусства, эпохой «советского романтизма».

На обе выставки фестиваля («Круг художников» и «Мишель Сима») действует единый билет.
Стоимость полного входного билета на выставки  – 200 рублей.
Льготный билет (для студентов, школьников, пенсионеров) – 160 рублей.

Выставка продлится до 28 июля 2019 года.

ВНИМАНИЕ!

В период фестиваля выставки будут работать ежедневно с 10.00 до 19.00  часов.
Касса прекращает работать за 45 минут до закрытия музея.

В Фестивальную ночь (с 15 на 16 июня) вход на выставку бесплатный с 18.00 до 01.00 часов.

С 17 июня – выставки будут работать в рамках рабочего графика музея.

Ведерников А.С.
Тучков мост. 1935
Из собрания Государственного Русского музея