Новости



Семёнов-Амурский Федор Васильевич

Image7?sha=1c5867e4

23.03.1902 – 21.07.1980

Федор Васильевич Семёнов-Амурский – живописец, мастер пейзажа, портрета и символико-аллегорических композиций.

Родился в Благовещенске-на-Амуре. Следуя традиции старых мастеров и желая выделится из массы современников, художник взял вторую часть фамилии по месту рождения. Он с раннего детства интересовался живописью, много рисовал и после школы поступил  на учебу в Благовещенское художественно-промышленное училище. Уже с 1923 года мастер начал работать иллюстратором в областных газетах «Амурская правда» и «Молодая гвардия».

В 1930 году Семёнов-Амурский женился на молодой художнице Елизавете Елисеевой и прожил с ней полвека, вплоть до своей кончины.

Семёнов-Амурский изучал не только русское искусство и творчество своих соотечественников и современников, но и обращал внимание на историю и основные тенденции развития мирового искусства. По мнению художника: «всё самое главное, что происходило в мире людей, происходило и в искусстве. История искусства – это суть всемирной истории».

Искусствоведы отмечают влияние на живопись Семёнова-Амурского французских импрессионистов, прежде всего Матисса и Ван Гога.

Художник обращался к народному искусству, культуре Византии и Древнего Египта, большое внимание уделял детскому рисунку, сохранившему первобытную чистоту. Его работы сохранили архаичную природность искусства, а в центре его внимания  прежде всего были формы, их ритмика, органика, цветовая и линейная структура.

Несмотря на то, что Семёнов-Амурский игнорировал политические потрясения времени, которые в его представлении не несли никакого культурного смысла и не имели отношения к культуре, его постигла трагическая судьба художников в советской России, чье творчество выходило за рамки «правильной» идеологии.

Федор Васильевич много работал, создавая около тысячи произведений в год. Он почти никогда не выставлялся, за исключением участия в нескольких квартирных выставках. Работы художника не закупались, и Федор Васильевич зарабатывал на жизнь ретушированием фотографий для Большой Советской энциклопедии. В 1960-1962 годах, перед выходом на пенсию, Семёнов-Амурский принимал участие в крупном проекте – реставрации панорамы «Бородинская битва». Только в 1967 году в Институте физических проблем АН СССР в Москве открылась его первая персональная выставка, а в 1976 году произведения художника выставлялись в Малом зале Центрального дома работников искусств. Эта выставка стала последней прижизненной.

Художник скончался в Москве. Хранителем и пропагандистом творческого наследия Семёнова-Амурского стала его вдова Е.И. Елисеева.

Произведения художника входят в собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного центра современного искусства, Серпуховского историко-художественного музея, Чувашского государственного художественного музея, Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского и многих других государственных музеев, а также в частные собрания.

Ф.В. Семенов-Амурский
Всадник в горах
1952
©ВОХМ им. И.Н. Крамского