Новости



Кузнецов Павел Варфоломеевич

Image7?sha=1c5867e4

17.11.1878 – 21.02.1968

Павел Варфоломеевич Кузнецов – один из ярчайших живописцев первой половины ХХ века.

Родился в Саратове в семье иконописца. Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств.

В 1897 году Павел Кузнецов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учеба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».

Художник сотрудничал с изданиями символистского направления: журналами «Искусство», «Золотое руно», а также входил в объединение «Мир искусства».

В 1904 году Павел Кузнецов стал одним из организаторов выставки «Алая Роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая Роза». В 1906 году художник по приглашению Сергея Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии. Его работы приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего Салона. Однако в конце 1900-х в творчестве живописца наступил кризис, начались повторы, и казалось, что мастер исчерпал себя. Но, предприняв поездки в Заволжские степи в 1911-1912 и Среднюю Азию в 1912-1913, творчество Кузнецова вновь взлетело ввысь, еще выше, чем в период деятельности в объединении «Голубая роза». Также живописец имел опыт наставника. В 1917-18-х гг. Кузнецов преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище.

Все, кто знал Павла Кузнецова, отмечали его удивительную способность всегда видеть пространство картины в целом. Он часто переосмыслял сны и мечты, которые смешивались с реальностью. Плоскостно-линейные ритмы, мерцающий колорит создавали аналогию с музыкальным, литературным символизмом. В картинах так называемой «степной» или киргизской серии художник  умело сочетал декоративную обобщенность и тонкую градацию цветовых оттенков. Мастер всегда склонялся к монументальности и даже пробовал использовать в своих станковых картинах технику настенных росписей, в частности секко. В его работах есть поэзия и динамика, они полны воздуха и света. И хотя в них нет ничего вызывающего, они очень оригинальны, неординарны. Сразу бросается в глаза независимость цветовых соотношений, цвета, тона и т. д.

В 1947 году Кузнецов вернулся к преподаванию в Строгановском училище, где его назначили заведующим кафедрой монументальной живописи. В последние десятилетия он написал много пейзажей, натюрмортов и портретов с натуры.

Умер живописец 21 февраля 1968 года.

П.В. Кузнецов
Натюрморт с маками
1940
©ВОХМ им. И.Н. Крамского