Без категории



Бёрдслей Обри

Image7?sha=1c5867e4

21.08.1872 – 16.03.1898

За свою недолгую жизнь(всего 25 лет), Обри Бёрдслей сумел оказать колоссальное влияние на все формы изобразительного искусства своего времени: это и рекламные плакаты, и картинки модных журналов, и работы художников рубежа ХIХ — ХХ вв., таких как Лев Бакст и Константин Сомов, и архитектурные шедевры Фёдора Шехтеля и Антонио Гауди. Бёрдслея поистине можно назвать «отцом» стиля модерн, он сумел завоевать мир с помощью малых форм: иллюстраций, зарисовок, шаржей и виньеток для книг.

Обри Бёрдслей родился в респектабельной семье, но несколько поколений по отцовской линии страдали от туберкулёза. В 1879 году семилетнему Обри поставили тот же страшный диагноз. Однако до семнадцати лет болезнь никак не проявляла себя, юноша изучал языки, много рисовал, увлеченно занимался музыкой и уже в 11 лет сочинял изящные мелодии. Обри Бёрдслея всегда увлекал театр, и он участвовал в любительских театральных постановках в родном Брайтоне. Отсутствие систематического художественного образования с лихвой компенсировалось утонченным вкусом и разносторонней образованностью.

Известность пришла к нему в 1892 году после создания иллюстраций к роману Томаса Мэлори «Смерть Артура».  Сотрудничество с издателем Джоном Лейном было крайне плодотворным — в этом тандеме родились великолепные и чрезвычайно скандальные иллюстрации к «Саломее» Оскара Уайльда. Если в «Серти Артура» важную композиционную и повествовательную роль играл пейзаж, то в «Саломеи» персонажи словно парят в воздухе — нет ни пейзажа, ни интерьера. Герои разодеты, или раздеты, по моде ХIХ столетия, Саломея больше похожа на танцовщицу кабаре, все это мало сочетается с христианской иконографией.

Утонченная эротичность, гармония линии и пятна — отличительные черты графики Обри Бёрдслея. Полутона и фактура предметов передаются с помощью перекрестной штриховки и гравировки пунктиром. Этот манерно-изысканный стиль соответствовал литературным пристрастиям Бёрдслея.

Художника не стало 16 марта 1898 года. Перед смертью он писал своему издателю: «Умоляю Вас уничтожить все экземпляры «Лисистраты» и неприличных рисунков». К счастью, Смитерс не сделал этого.