Без категории



Адольф фон Менцель

Image7?sha=1c5867e4

08.12.1815 — 09.02.1905

Адольф фон Менцель родился в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), но в 1830 году семья переехала в Берлин. Первые шаги в искусстве будущий художник сделал под руководством отца — тот владел литографической мастерской. В течение полугода посещал классы живописи в берлинской Академии художеств, но его ранняя кончина отца не позволила получить образование в полном объеме, уже в 1833 году Адольф фон Менцель становится фактически кормильцем семьи.

В Германии первой половины XIX века, раздробленной на мелкие княжества,  назревали большие социальные преобразования, которые вылились в революцию 1848 года. Этот период общественного подъема, который Гейне назвал «весной», в изобразительном искусстве выразился в борьбе за становление национального реалистического искусства. Наибольшее значение в развитии реализма в Германии имела берлинская художественная школа.

В своих полотнах Менцель воспевает красоту повседневности, очень реалистично и даже несколько отстранено фиксирует быт и жизнь своих моделей, будь то рабочие («На стройке», «Каменщики на стройке», «Лист для фирмы Хекманна») или придворные («Перерыв между танцами», «Обед на балу»).

Графическое наследие Менцеля, наверное никогда не расстававшегося с карандашом, огромно: только в Национальной галерее в Берлине хранится свыше пяти тысяч его рисунков. Он работал в различных техниках, и наряду с подготовительными рисунками, у Менцеля много графических работ, которые имеют самостоятельное значение.

Занимался Адольф Менцель и книжной иллюстрацией, сыграв значительную роль в развитии искусства немецкой книги XIX века. Особенно стоит выделить громадный труд художника по иллюстрированию «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера,  для которой он создал четыреста рисунков. Эти работы не только повлияли на подъем национального самосознания, но и оказали влияние на сложение эстетической стилистики русского художественного объединения «Мир искусства».

Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии. Крупнейший русский критик В. Стасов называл его «одним из самых великих художников».