Художественный талант Бориса Михайловича Кустодиева известного во всем мире представителя русской живописи, подарил зрителям ностальгический мир, солнечный и радостный, подчеркивающий яркими красками ощущение праздника.
Родился будущий художник в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Обучался в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Картины Васнецова, Серова, Поленова и Шишкина оглушили мальчика — ничего подобного ему прежде видеть не приходилось. Именно тогда Кустодиев твердо решил, что станет художником.
Первым учителем Кустодиева стал выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Павел Власов. Именно он помог Кустодиеву поверить в свои силы и убедил его продолжить обучение в столице. Кустодиев стал студентом Петербургской Академии художеств и по истечении двух лет был принят в мастерскую Ильи Репина. Великий художник сразу обратил внимание на ученика, возлагая на него большие надежды, что впоследствии вылилось в совместную работу над монументальным полотном – «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Следствием столь успешного начала стала защита дипломной работы с золотой медалью и стажировка за границей.
«…настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…», – писал художник, историк искусства Александр Бенуа.
Действительно, талант Бориса Кустодиева в полной мере проявился в жанровых произведениях, изображениях яркого крестьянского и мещанского быта. Работам Кустодиева свойственны черты модерна, присуща наивная декоративность. Творения Бориса Кустодиева в такой яркой, нестандартной форме показывают русский быт, раскрывают русскую душу. Порой кажется, что на картинах Кустодиева сказка, мечта о провинциальной жизни.
На счету Кустодиева внушительное число работ, написанных на стыке портрета и жанровой живописи. Художник создавал произведения, на которых модель тесно связана с окружающим ее интерьером или пейзажем. Таким образом художник подчеркивал индивидуальность изображаемого человека, раскрывал его внутренний мир. Выдающимися в этом направлении творениями являются автопортрет Кустодиева и портрет Шаляпина.
Известны и театральные работы художника, по которым также можно проследить развитие мастера. Если сначала декорации, создаваемые Кустодиевым, отличались яркостью и сложностью, то позже они стали более простыми, дающими больше свободы для работы режиссера.
Новое направление в творчестве художника появилось после 1917 года. Борис Кустодиев положительно воспринял революцию, полагая, что она принесет перемены к лучшему. Художник создавал революционные плакаты, продумывал оформление улиц.
Еще в 1909 году у Бориса Кустодиева проявилось тяжелое заболевание спинного мозга. Несмотря на лечение, болезнь прогрессировала, наступил паралич ног, но даже в этом состоянии художник продолжал работать, создавая сочные, запоминающиеся образы.
Умер Борис Кустодиев в Ленинграде, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.